Страница историка  

Из очерка В.Г.Баданова об А.И.Солженицине:

"27 мая 1994г. Солженицын возвращается в Россию из США, где он жил с 1976г. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он сразу активно включается в общественную жизнь. 28 октября 1994 г. писатель выступил в Государственной Думе РФ, где поставил перед депутатами вопрос о развитии местного самоуправления в России, которое, как говорил Солженицын, более правильно называть старым русским термином - «земство». «Земство- это форма самоорганизации населения. Это единственная возможность реализовать в действие потенциал народной энергии, сознание и силу народа, -заявил писатель, - При разбухающем, при коррумпированном…бюрократическом аппарате я не вижу другого выхода, как можно справиться с этим наслоением коммунистической номенклатуры, которую мы взяли себе в наследство…Земская деятельность вовлечет множество людей, которых сегодня и близко не подпускают к власти, не только к власти, к решению малейших важных вопросов». В завершение речи Александр Исаевич заявил: «Я сохраняю веру, что путь к исцелению России не закрыт».
В своих страстных монологах на телевидении и в газетных статьях, писатель выделял несколько принципиальных моментов. Во-первых, то, что пришло после краха коммунизма - не демократия. Власть принадлежит не народу, «разлитому по всей территории страны», а политиканскому котлу, который «кипит в столице». Это кипение вызывает яростное неприятие писателя. Много горьких и весьма критических статей посвятил он «образованцам». Именно этот выпестованный уродливой советской системой слой вскоре и стал "мотором" всех тех несчастных либеральных реформ, едва не погубивших Россию.
Во-вторых, утверждал Солженицын, старая власть рухнула лишь в верхнем звене, а среднее сохранилось – «в тех же самых кабинетах те же самые рожи». Создаётся «грязный гибрид» уцелевшей номенклатуры и акул финансового подполья, лжепредпринимателей. Если «эта власть без совести, которой будет сторониться честный человек, укрепится, уже не 70, а 170 лет понадобится, чтобы от неё избавиться». Первичным для Солженицына остаётся нравственное состояние общества: «Если совесть не проснётся, никакая экономика нас не спасёт».
26 июня 1995 года в Москве в Парламентском центре состоялся первый Всероссийский Земский съезд учителей, в работе которого принял участие писатель. На этом форуме я и познакомился с Александром Исаевичем лично. Большинство делегатов съезда уже заняли свои места, президиум тоже почти весь восседал на возвышении. Неожиданно раздались голоса из фойе, и в зал вошли Солженицын и его жена – Наталья Дмитриевна, окруженные толпой журналистов. Сценарий съезда пришлось слегка изменить, несколько минут продолжалось общение писателя с прессой. Я тоже не смог усидеть на месте и подошел к писателю, в этот момент журналисты уже были «отставлены» Натальей Дмитриевной. Солженицын отдыхал в кресле, и, кажется, что-то читал. Я представился как руководитель Земского движения Республики Карелия. Александр Исаевич заинтересовался и пригласил меня присесть рядом. Я рассказал ему о нашем движении, о проблемах и трудностях, о политической и социально-экономической ситуации в республике. Затем я передал Солженицыну конверт с нашими предложениями по обустройству России при помощи воссоздаваемого земства. Он спросил меня о позиции руководства республики и города Петрозаводска по восстановлению земских структур на данной территории. Я пригласил Александра Исаевича посетить Карелию, он сказал, что собирается к нам приехать, побывать на Беломорканале, пообщаться с жителями, «как только станет немного посвободнее».
Однако литературная и общественная деятельность, к сожалению, не позволили писателю приехать в наш край. Я попросил Солженицына сказать что-нибудь жителям Карелии, или предоставить мне эксклюзивный материал для карельской прессы. Он ответил, что в данный момент не может этого сделать, но разрешил мне использовать свою речь на съезде «как Вам будет угодно»: публиковать, размещать на электронных носителях и т.д. Я сердечно поблагодарил Солженицына за такую поддержку. Вернувшись домой, я сразу же передал текст выступления на учительском съезде в газету «Карелия», редактором которой тогда был К. Гнетнев. А несколькими годами позже я включил аудио отрывок из выступления Александра Исаевича в передачу карельского радио об историческом опыте Олонецкого земства с журналистом Т. Пальковой.
Был ли Солженицын «пророком в своем Отечестве»? Не знаю. Но горячая любовь к Родине делала его иногда весьма «социально прозорливым». Некоторые его «социальные пророчества» на удивление точно сбылись, многие из его предсказаний уже сбываются, а что-то, скорее всего, сбудется в ближайшем будущем России".


Познакомься с народом
Напишите мне

Используются технологии uCoz